С 25 по 27 сентября 2025 года в Минске (Республика Беларусь) на базе Белорусского педагогического государственного университета имени Максима Танка состоялся 44-й Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Творчество студентов и школьников в области математики и информатики и методы его развития». Научный семинар для исследователей в области наук об образовании (математика, информатика), основанный более 40 лет назад д.пед.н., профессором Александром Григорьевичем Мордковичем (МГПУ, Москва), собрал 205 участников из Беларуси, России, Армении, Таджикистана и Узбекистана. Исследователи и преподаватели представляли более 70 вузов, научных организаций и учреждений среднего образования.
В числе участников научного семинара 25 докторов и 55 кандидатов наук в области наук об образовании, теории и методики обучения математики и информатики в вузе и средней школе, информатизации образования. Российская делегация включала 88 специалистов в области физико-математического и информационного образования. За три дня было представлено 97 пленарных и секционных докладов по тематике научного семинара.
Южный математический институт ВНЦ РАН на научном семинаре представили старшие научные сотрудники отдела функционального анализа к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова и д.пед.н., профессор Ирина Евгеньевна Малова (соруководитель научного семинара).
В секционном докладе В.С. Абатуровой «Научный метод решения проблем как инструмент создания новых методических решений» были представлены результаты эксперимента, проведенного в рамках XV Открытой Республиканской летней математической школы для учителей (Владикавказ, 16 по 20 июня 2025 г.). Было показано, что ЛМШУ, как новая форма повышения квалификации, решает проблемы традиционной системы повышения квалификации: содержит тематику, актуальную для учителей, поскольку опирается на учет профессиональных дефицитов учителей; показывает, как можно построить каждый этап урока, отвечающий современным требованиям ФГОС; имеет стопроцентную методическую составляющую. Также в рамках ЛМШУ была проведена апробация технологии научного метода решения проблем, разработанной В.С.Абатуровой, как инструмента создания новых научных и методических решений для различных этапов урока.
В пленарном докладе И.Е.Маловой «Роль диалоговых видеолекций в развитии методического творчества студентов» были раскрыты особенности диалоговых видеолекций по методике обучения учащихся; обосновано, почему эти особенности способствуют методическому творчеству будущих учителей; представлены методические решения, которые не использовались в традиционном формате лекций.
Открывая семинар, ректор БГПУ д.пед.н., профессор Александр Иванович Жук подчеркнул, что программа семинара включает фундаментальные доклады, практические мастер-классы, секционные обсуждения – всё это даёт широкое поле для обмена опытом: от моделирования исследовательской деятельности до интеграции технологий искусственного интеллекта и развития олимпиадного движения. А.И.Жук отметил, что проведение представительного научного семинара в Минске является важным шагом для укрепления международного сотрудничества.
С приветственным словом к участникам семинара в онлайн формате обратился основатель семинара, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, профессор Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор А.Г.Мордкович, который в этом году отметил свой 85-летний юбилей. Участники семинара поздравили Александра Григорьевича с замечательной датой и выразили ему свою благодарность за выдающийся вклад в развитие науки в области математического образования.
В день открытия Международного научного семинара ректором БГПУ имени М.Танка д.пед.н., профессором А.И.Жуком был подписан со своей стороны Договор о сотрудничестве между Белорусским государственным педагогическим Университетом имени Максима Танка» (г. Минск, Республика Беларусь) и Федеральным научным центром «Владикавказский научный центр Российской академии наук» (с. Михайловское, Республика Северная Осетия – Алания, Российская Федерация).
Целью Договора является установление прямого и взаимовыгодного сотрудничества в области образования, науки, культуры, повышение эффективности учебной, методологической и научно-исследовательской работы, содействие взаимопониманию Сторон.
С программой семинара можно ознакомиться здесь.
С трудами семинара можно ознакомиться здесь.Следующая новость Предыдущая новость