Одиннадцатое расширенное заседание Республиканского научно-практического семинара «Наука-Школе. Математическое моделирование как метод формирования у учащихся научного стиля мышления» состоялось 16 декабря, в 18:00 как одно из мероприятий Научно-образовательного математического форума, посвященного памяти российского математика, к.ф.-м.н. Георгия Наурузовича Шотаева (28.12.1952-26.06.2005 гг.). Семинар организуется двумя подразделениями Владикавказского научного центра РАН: Южным математическим институтом (ЮМИ ВНЦ РАН) и Северо-Кавказским центром математических исследований (СКЦМИ ВНЦ РАН), соорганизаторами также являются СОРИПКРО и СОРО МРАУМ. 

Участниками семинара стали учителя математики, научно-педагогические работники и студенты вузов из разных городов России: г. Москва, г. Апатиты, г. Бердск, г. Брянск, г. Владикавказ, г. Воронеж, г. Иркутска, г. Майкопа, г. Казань, г. Нижний Новгород, г. Самара, г. Саяногорска, г. Ставрополь, г. Сургут. 

В семинаре принял участие научный руководитель ВНЦ РАН, руководитель СКЦМИ ВНЦ РАН, д.ф.-м.н., профессор Анатолий Георгиевич Кусраев. В своем приветственном слове Анатолий Георгиевич поблагодарил Назара Хангельдыевича Агаханова и Сергея Евгеньевича Бойченко за поддержку семинара, а также отметил важную роль тесного сотрудничества Северо-Кавказского центра математических исследований ВНЦ РАН с Кавказским математическим центром Адыгейского государственного университета под руководством ректора, к.ф.-м.н. Дауда Казбековича Мамия в деле развития математической науки и математического образования в нашей стране. 

Со вступительным словом о научно-образовательном математическом форуме, посвященном памяти российского математика, к.ф.-м.н. Георгия Наурузовича Шотаева который проводится с 15 по 23 декабря, выступила модератор мероприятия - соруководитель семинара, заведующий отделом развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН, к.пед.н. Вера Сергеевна Абатурова. Вера Сергеевна рассказала о мероприятиях научно-образовательного форума, о книге Георгия Наурузовича Шотаева «Избранное», изданной в 2006 году во Владикавказе Южным математическим институтом ВНЦ РАН (редактор-составитель издания – д.ф.-м.н., профессор А. Г.Кусраев), о деятельности Г.Н.Шотаева в 2004 году со школьниками и учителями математики в созданном отделе образовательных технологий ЮМИ ВНЦ РАН и планах по развитию математического образования, намеченных Г.Н.Шотаевым в те годы, часть из которых реализуется его последователями. 

Информацию о ноябрьской математической образовательной программе во Всероссийском центре «Сириус» для школьников Юга России представил старший преподаватель Адыгейского университета Сергей Евгеньевич Бойченко. Он рассказал об отборе школьников на ноябрьскую смену и об особенностях образовательной программы ноябрьской смены в «Сириуме», которую разработал и курирует Адыгейский государственный университет. «Из года в год наблюдается рост числа школьников из Северной Осетии – участников ноябрьской смены. В этом году в очный тур прошли 21 школьник из Северной Осетии. Это радует»,- отметил докладчик. Также Сергей Евгеньевич рассказал, как проходят профильные занятия по математике на ноябрьской смене, о «системе листков» при проведении занятий, об организации проверки заданий, а также о дистанционной программе сопровождения участников после окончания смены. 

В своем сообщении С.Е.Бойченко рассказал о первой Южно-Российской математической олимпиаде для девочек «Ассара», проведенной в рамках ноябрьской смены. Идея проведения олимпиады принадлежит ректору АГУ, к.ф.-м.н. Дауду Казбековичу Мамию. Это единственный турнир в России со специализированной «девичьей программой». В олимпиаде приняли участие 59 одаренных школьниц из 13 регионов России и гости из Абхазии. «Чем старше становятся девочки, тем меньше они участвуют в математических олимпиадах. Именно поэтому мы решили провести «Ассару». Соревновательная часть олимпиады включала два тура, девочки решали задачи, составленные ведущими специалистами, а в жюри включили чемпионок международных математических олимпиад – Таисию Коротченко и Гулию Шафутдинову». 

Доклад «Всероссийская олимпиада школьников по математике: творчество или спорт?» известного российского математика, доцента кафедры высшей математики МФТИ, председателя Консультативного совета Международной математической олимпиады, к.ф.-м.н. Назара Хангельдыевича Агаханова стал основным докладом семинара. 

«На вопрос: «Что представляет из себя олимпиада: творчество или спорт?»,- нельзя дать однозначного ответа»,- отметил в начале выступления докладчик. Олимпиада – это лучший инструмент для отбора и мотивирования детей, способных к математике. По словам Назара Хангельдыевича, выступая на олимпиадах серьезного уровня, ребенок может определиться и понять, что ему стоит заниматься математикой дальше, в случае успеха, или понять, что для достижения успеха нужно выбрать другую сферу деятельности. Всероссийская олимпиада школьников – единственная федеральная олимпиада, соединяющая в себе элемент массовости, наполненная качественным содержанием. 

«На школьном этапе основная задача показать школьникам, что математика – это интересно»,- отметил Назар Хангельдыевич. Он подтвердил этот тезис разбором решений нескольких задач Всероссийской олимпиады школьников школьного, муниципального и регионального уровней. На конкретных примерах докладчик показал красоту математики, глубину и широту логических рассуждений, необходимых для решения олимпиадных заданий. «Олимпиады поддерживают школьную математику, многие задания можно решить обычными школьными методами, но в каждой из них присутствует творческий элемент, который нужно увидеть, что невозможно без особых математических способностей. Которые развиваются в процессе решения таких задач»,- подчеркнул лектор. 

После доклада состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие спикеры и участники семинара – учителя математики: к.пед.н. Бегиева Тамара Борисовна (МБОУ СОШ №27 г. Владикавказа), Боциева Анета Амурхановна (МБОУ СОШ №1 г. Дигора), Курбанова Ирина Николаевна (ВЦНМО г. Владикавказ), Охват Любовь Петровна (МБОУ СОШ №1 ст. Архонская, ВЦНМО), Цаллагова Оксана Александровна (МБОУ СОШ №1 г. Владикавказа), Гуцунаева Рита Маировна (МБОУ СОШ №50 г. Владикавказ). Были заданы актуальные вопросы обучения в школе теории вероятностей, вопрос по теории чисел, а также о секретах мастерства Назара Хангельдыевича, программах, которые можно вести в кружке олимпиадной математики, что делать, чтобы вырастить школьника до уровня регионального этапа. «Школьный учитель должен увидеть ребенка и подготовить его к школьному этапу олимпиады и организовать для него подготовку к муниципальному уровню. Либо самостоятельно, либо с привлечением студентов математических направлений. Студенты лучше чувствуют технологию подготовки к олимпиадам. К региональному этапу должны готовить профессионалы»,- ответил Назар Хангельдыевич. Был задан вопрос: «Кто был инициатором создания центра «Сириус»? «Идея создания центра принадлежит нашему президенту В.В.Путину». Также докладчик рассказал о влияние олимпиад на психологию учеников. «У детей, склонных к решению олимпиадных задач другие интересы: интересы творческие»,- ответил он. Был также задан вопрос о правомерности ЕГЭ. «ЕГЭ – индикатор уровня подготовки школьников»,- заметил Назар Хангельдыевич. 

В завершении Любовь Петровна Охват от лица всех участников поблагодарила Назара Хангельдыевича, за то, что он, несмотря на свою огромную занятость, нашел время на общение с учителями. «Мы не первый раз встречаемся, всегда с радостью ждем от вас интересных задач, заряжаемся позитивом. Надеюсь, эта встреча не будет последней»,- пожелала она. …дописать 

Материалы XI заседания семинара доступны по ссылке

Видеозапись XI заседания семинара доступна по ссылке.




Следующая новость Предыдущая новость